26.02.2020 Первомайский велофестиваль 2020
Проводится абаканским велоклубом «ВЕЛАБА» и веломастерской «36 спиц» на базе Хакасского республиканского национального музея-заповедника «Казановка»
Фестиваль акцентируется на общении и привлечении новичков, позволяет подбирать посильную нагрузку и наслаждаться велосипедной ездой в компании друзей и единомышленников. Читать
28.01.2019 Первомайский велофестиваль 2019
Первомайский велофестиваль 2019 от Абаканского велоклуба «ВЕЛАБА» и веломастерской «36 спиц» при поддержке Туристского информационного центра Хакасии на основе турбазы «Иван да Марья» Читать
На днях, в 14 номере "АиФ на Енисее", в рубрике "Гость номера" напечатали статью о моем друге и единомышленнике, известном путешественнике и спортсмене, Олеге Игошине.
Предлагаю ее вашему вниманию:
Надо воспитывать не спортсменов, а физически здоровую нацию
После ошеломительного успеха российской сборной, и в том числе красноярских спортсменов, на Олимпиаде в Сочи у многих болельщиков сложилось впечатление, что в спорте у нас ситуация в корне изменилась. Кажется, вся страна готова встать на лыжи, оседлать велосипеды и пуститься в погоню за новыми медалями. Почему на этой дистанции ещё так много препятствий? Об этом мы говорили с Олегом ИГОШИНЫМ, красноярским спортсменом, известным путешественником.
За спиной у Олега Игошина занятия боксом, стайерским бегом, лыжными гонками, триатлоном, велоспортом и шесть беговых марафонов. На велосипеде он проехал Китай и Дальний Восток, на маленькой лодке в одиночку прошёл за 100 дней от Красноярска до Санкт-Петербурга. Имея такой опыт, Игошин уверен, что спортивные медали - не главное. Гораздо важнее общее физическое состояние нации. А над этим нам надо ещё работать и работать. Досье:
Олег ИГОШИН родился в Красноярске в 1960 году. С 1978 по 1986 гг. работал на пассажирских судах Енисейского пароходства, в геофизической экспедиции на Подкаменной Тунгуске, на полярных станциях побережья Карского моря и на Ямале. С 1986 года и по настоящее время - в спортивных организациях Красноярска. Автор и руководитель велопроекта «ТрансХакасия» - это несколько массовых велопоходов по Хакасии в течение года.
Одиночество от безысходности
- Олег Александрович, сегодня в нашей стране каждый второй - путешественник. «Олл инклюзив», лучшие пляжи и непременный поход в дьюти-фри - наши путешествия ассоциируются только с такими приключениями. Вы со своими походами на велосипедах и на каяках никак не вписываетесь в эти рамки.
Откуда тяга к путешествиям?
- Из детства, в котором было много книг о дальних странах. Все каникулы я проводил в Большом Кемчуге у бабушки с дедушкой. Дед был рыбак и охотник. Все его дети и внуки грезили о тайге. Тогда у нас с друзьями была мечта - попасть на далёкий и загадочный Чулым, где ловилась царь-рыба - таймень. Мне было 12 лет, когда мы на лодке сплавились вниз по Кемчугу. Места глухие, настоящая сибирская тайга - шишек набили, рыбы наловили. Это и было моё первое путешествие.
- А сейчас, спустя годы, вас можно назвать профессиональным путешественником?
- Профессиональный путешественник должен зарабатывать этим на жизнь. Знаю только одного такого - Фёдор Конюхов. У меня была идея создать спортивную команду и участвовать в чемпионатах России по спортивному туризму. Вы не поверите - соратников найти не мог. Люди готовы преодолевать изматывающие дистанции, но терпеть походные лишения длительное время не всякий способен. На моё объявление откликнулся один парень, который даже на велосипеде не умел кататься. По моим рекомендациям он тренировался, готовился.
Наконец, мы решились о-правиться в велопробег по Хакасии. При первых же проблемах он сдался и уехал домой. На спортивном языке это называется утратой мотивации. Всё просто. От физических нагрузок вымывается железо из организма, и химические процессы идут не совсем правильно. Это действует на эмоциональном уровне, человек сникает. В итоге пришлось отказаться от соратников. С «чайниками» было не интересно, а спортсменов своего уровня найти не мог. Так что многие мои путешествия были одиночными. Все считают, что это круто, а это от безысходности. Я 10 дней комфортно чувствую себя в одиночестве, а потом у меня пропадает интерес. Приходишь в чудное место - просто рай на Земле. Но полного удовольствия не испытываешь, потому как не с кем поделиться этой красотой.
Путешествие в историю
- Между тем большая часть ваших маршрутов пролегает по Сибири. Куда ведут ваши дороги?
- Когда путешествуешь по Южной Сибири, смотришь на эти древние курганы и не понимаешь - что это? А когда начинаешь разбираться, выясняются очень интересные вещи. Археология очень меня увлекла в последнее время. Это то же самое, что детектив читать. Так, например, как-то я прочитал о постройке первого Ачинского острога 1641 года где-то на Чулыме.
В тех краях жили воинственные енисейские кыргызы. В конце 1630-х годов было решено собрать большой отряд и под предводительством Якова Тухачевского направить его в Южную Сибирь для постановки нового острога. Несмотря на то что имеется масса документов, место постройки утеряно. Тухачевский писал, что поставил его «на Белом Июсе, на озере Сызыриме». Но никто не может идентифицировать это «озеро Сызырим». Плодом моих размышлений и хорошего знания местности стал вывод, что это озеро Фыркал. Я предположил, что острог стоял на месте деревни Усть-Фыркалки. Сегодня я ставлю себе задачу - найти следы этого Ачинского острога.
Большой интерес вызывают наскальные рисунки и окуневские изваяния. Это от-дельный пласт первобытного искусства. Окуневским стелам 4,5 тыс. лет! Ничего подобного нет нигде. Их известно сейчас больше 300. Большую часть растащили по музеям. Есть такие в Абакане, Минусинске, Москве. Но кое-что ещё осталось в степи.
Так что в данный момент меня привлекают не путешествия ради путешествий. А путешествия ради археологии.
- Если у нас в регионе так много исторических артефактов, может быть, есть смысл сделать это основой для развития туризма?
Ведь ежедневно тысячи туристов из региона улетают в разные концы света, вместо того чтобы путешествовать
по родным просторам.
- Не думаю, что такое возможно. У нас туризм сезонный. Почти все турбазы работают только в летний период. А лето у нас, сами
знаете, только в июле...
Правительство соседней республики пытается продвигать археологический туризм. Но мне сложно представить, что мы сделаем из Хакасии Таиланд именно из-за климатических особенностей.
Летом у нас клещи, комары и мошкара, осенью и весной - дожди, зимой - холодно. Не каждый решится на путешествие в таких условиях.
Сложно представить, что сотни физически подготовленных туристов вдруг ринутся в спортивные походы. Да и откуда им взяться?..
Бег под выхлопные газы
- Разве Красноярск не спортивный город?
- Красноярск ничем не выделяется из числа других городов. У нас вся страна неспортивная. Я в спорте работаю с 1985 года. И сделал вывод, что количество активно занимающихся физкультурой и спортом сохраняется на одном уровне. В Красноярске появилась физкультурная зона - остров Татышев. Отличный проект! Но в это же время загубили для физкультуры остров Отдыха, который превратили в одну большую дорогу. Городские проблемы наложили свой отпечаток. Я бегаю по утрам по набережной Качи. Но чуть вышел попозже - и бежать невозможно: смог и выхлопные газы такие, что задохнуться можно. Всё это не способствует развитию физкультуры и спорта.
- Но в нашей стране сейчас проводится или готовится масса крупнейших спортивных событий: Олимпиада, Универсиада, чемпионат мира по футболу. Чем не стимул для занятия спортом?
- Как болельщик их проведение всецело поддерживаю. Но не могу не сказать, что у нас вся система вовлечения населения
в занятия спортом строится на проведении соревнований.
Чего ради? У нас, если ты соревнуешься - молодец. А если пробежки утром совершаешь - лох? Перекос в сознании закладывается с ранних лет. В школе методике длинного бега никто не учит, зато заставляют бежать кросс на время. И так вся работа строится. После таких уроков физкультуры ребёнок только негативные эмоции испытывает. Для людей в первую очередь надо не чемпионаты мира устраивать, а изначально закладывать в со-знание, что не медали важны, а твоё здоровье и физическое состояние.