26.02.2020 Первомайский велофестиваль 2020
Проводится абаканским велоклубом «ВЕЛАБА» и веломастерской «36 спиц» на базе Хакасского республиканского национального музея-заповедника «Казановка»
Фестиваль акцентируется на общении и привлечении новичков, позволяет подбирать посильную нагрузку и наслаждаться велосипедной ездой в компании друзей и единомышленников. Читать
28.01.2019 Первомайский велофестиваль 2019
Первомайский велофестиваль 2019 от Абаканского велоклуба «ВЕЛАБА» и веломастерской «36 спиц» при поддержке Туристского информационного центра Хакасии на основе турбазы «Иван да Марья» Читать
Уйбатский чаатас содержит большое количество могил и курганов, относящихся к различным эпохам: здесь имеются тагарские курганы, таштыкские рядовые могилы и большие родовые усыпальницы. В восточной части чаатаса с севера на юг протянулись цепочки кыргызских каменных курганов. Эти курганы окружены вертикально врытыми в землю большими каменными плитами и столбами.
Уйбатский чаатас был впервые изучен в 1721 экспедицией немецкого естествоиспытателя, исследователя Сибири Даниила Готлиба Мессершмидта (1685-1735), отправленного в Сибирь Петром I. Среди каменных плит чаатаса была высокая стела, покрытая со всех четырех сторон неизвестными знаками, которые походили на руны древних германцев. Долгое время знаки не удавалось расшифровать. В 1889 в Монголии на р. Орхон сибирским исследователем Николаем Ядринцевым были найдены каменные стелы с подобным письмом. Расшифровать письмена удалось в 1893 году датчанину Вильгельму Томсену. Так была открыта и расшифрована древнетюркская (орхоно-енисейская) письменность. Более 100 лет назад стела (камень Мессершмидта), стоявшая в Уйбатской степи, была перевезена в Минусинский краеведческий музей имени Н. М. Мартьянова.
При археологических раскопках 1936 и 1938 (С. В. Киселёв, Евтюхова Л. А. и др.) в погребениях таштыкской родоплеменной знати (I в. до н. э. — V в. н. э.) найдены портретные погребальные маски из гипса и терракоты, деревянная резная скульптура и многое другое. В курганах енисейских кыргызов VII—VIII вв. эпохи становления у них феодальных отношений обнаружены деревянные резные фигурки баранов, обложенные листовым золотом, серебряный кувшинчик с орхоно-енисейской надписью.
Погребения датируются временем от III в. до н. э. до VII—VIII вв. н. э. Наиболее древние определены как относящиеся к тагарской культуре в которой преобладал европеоидный тип людей, датируются приблизительно III веком до н.э. Большинство погребений принадлежит к таштыкской культуре. Представители таштыкской культуры имели смешанный антропологический тип, о чём свидетельствуют погребальные маски в Эрмитаже, Минусинском и Хакасском музеях. Среди них встречаются как европеоиды, далёкие потомки местного населения эпохи раннего железа, так и монголоиды, освоившие территорию Среднего Енисея в последующие века. В склепах знати у погребённых в большей степени выражена монголоидность, нежели в рядовых захоронениях, где долго преобладали европеоидные черты покорённого тагарского населения.
О социальном развитии таштыкцев свидетельствуют погребения. Они разделяются на скромные грунтовые могилы и огромные склепы, похожие на поздние захоронения тагарской знати. Енисейская аристократия сохраняет прежние, «скифские» обычаи бальзамирования, боевой татуировки. Появляется и новое: в склепы кладут куриные яйца, с покойников снимают гипсовые маски, встречаются захоронения кукол. В склепах найдены деревянные части китайских церемониальных зонтиков, которые у хуннов служили знаками власти.
Ряд находок, сделанных Сергеем Васильевичем Киселевым в каменных курганах Уйбатского чаатаса, а также серебряный кувшинчик с орхоно-енисейской надписью на дне, найденный там же С.А.Теплоуховым, позволяют датировать всю позднюю часть могильника VII-VIII веками н.э. В то время на среднем Енисее создались благоприятные условия для широкого обмена как внутреннего, так и внешнего. Особенно широкие связи у енисейских кыргызов были с Танским Китаем. В обмен на пушнину и металл получались ткани, ювелирные украшения, произведения искусства. В коллекциях Минусинского музея хранится около 80 китайских зеркал танской эпохи, причем на многих из них имеются орхоно-енисейские надписи. Особенно широко торговля кыргызов с Танским Китаем развилась после падения Уйгурского каганата, на что указывает большое количество находок китайских монет танской династии, отчеканенных в период 841-846 годов на территории Минусинской котловины.
Археологические раскопки в районе Уйбатского чаатаса впервые производились с 1936 по 1938 годы археологами Л.А.Евтюховой и С.В.Киселевым. Среди предметов были найдены: погребальные маски из гипса и терракоты, деревянная резная скульптура, фигурки баранов, серебряный кувшин.
При раскопках Саяно-Алтайской экспедиции в 1938 года в западной части одного из курганов под насыпью, посредине между двумя могильными ямами были найдены сложенные кучкой принадлежности конского убора, возможно, что в свое время они были завернуты в материю, кошму или кожу.
Были обнаружены прекрасно сохранившиеся железные витые удила с эсовидными псалиями, украшенные головками баранов на концах и покрытые растительным орнаментом с сохранившейся кое-где золотой насечкой, и три железных стремени разных форм. Одно из стремян представляет совершенно исключительный образец китайского искусства. Стремя побывало в огне при обряде трупосожжения, вследствие чего все серебряные насечки сплавились в капли, а медные части узора сильно попорчены, но желобки для орнамента хорошо сохранились.
Благодаря захоронениям различных эпох, Уйбатский чаатас является важнейшим источником для исследования становления классового общества Древней Сибири.