ВелоЯрск.ru Главная Новости Отчеты Жесть Фотогалерея Форум
‚елоЯрск.ru
 
Veloyarsk на YouTybe
 
Veloyarsk на RuTube
Навигация
Главная
Новости
Отчеты
Трэки
Полезно знать
Сделано своими руками
Походы выходного дня
Жесть
Поиск
Фотогалерея
Форум
Контакты
Что нового
26.02.2020
Первомайский велофестиваль 2020
Проводится абаканским велоклубом «ВЕЛАБА» и веломастерской «36 спиц» на базе Хакасского республиканского национального музея-заповедника «Казановка» Фестиваль акцентируется на общении и привлечении новичков, позволяет подбирать посильную нагрузку и наслаждаться велосипедной ездой в компании друзей и единомышленников.
Читать

28.01.2019
Первомайский велофестиваль 2019
Первомайский велофестиваль 2019 от Абаканского велоклуба «ВЕЛАБА» и веломастерской «36 спиц» при поддержке Туристского информационного центра Хакасии на основе турбазы «Иван да Марья»
Читать

09.04.2017
Первомайская ТрансХакасия с 29 апреля по 9 мая
После определенных размышлений, колебаний и консультаций с друзьями и соратниками возникла идея в этом году провести РЫБАЦКИЙ велотур))
Читать

12.08.2016
ПВД - Учум-Шира август 2016
В ближайшие выходные планируется поход выходного дня от озера Учум до озера Шира.
Читать

СМОТРЕТЬ ВСЕ НОВОСТИ
Авторам
ПРИГЛАШАЕМ
К СОТРУДНИЧЕСТВУ
авторов, пишущих статьи на темы велотуризма, снаряжения и ремонта велосипедов.
Подробнее...
Ссылки по теме
Велосипедный форум г.Красноярска
Партнеры
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 4,033
Посетитель: ojiwu
Уникальных: 3 049 496
Однодневные покатушки
Читать
Многодневные поездки
Читать
Крутые случаи из жизни
Читать
Батени - Власьево 2015

Стало одолевать ощущение, что лето закончилось. И хоть оставалось до осени еще 10 дней, ужасно хотелось лета. Понимая, что еще успеваю ухватить кусочек тепла, я стал разрабатывать маршрут. Ограничение в три дня - именно столько я имел в активе - накладывало на процесс сильный отпечаток. Ну и конечно, как не вспомнить по РЖД. Я понимал, что заброситься на маршрут, на такой маленький срок, я могу всего двумя путями.

Автобусом до Учума и дальше с эвакуацией из Шира. Или, как я уже делал, автобусом до окрестностей Новоселово и дальше все до того же Шира или Жемчужного.

Саянскую ветку я не рассматривал. Несколько дней решение вопроса балансировало как на весах. Я словно выжидал какого-то знака. И так случилось, что решение было принято настолько четко и очевидно, что других вариантов я просто не мог представить. Произошло это от того что мне попались на глаза материалы о Афанасьевской культуре. Любопытных отсылаю в интернет. Но ничего здесь не сказать о этой эпохе я не в силах. Очень хороший материал книга Михаила Петровича Грязнова "Афанасьевская культура на Енисее".

Много интересного я читал у Вадецкой, но ознакомившись с материалами Грязнова, становится понятно кто первоисточник. Если излагать в двух словах, то в 20-х годах прошлого столетия Теплоуховым (Сергей Александрович Теплоухов — русский историк, археолог, этнограф, сибиревед, востоковед) у подножия горы Афанасьева был раскопан могильник. Сначала было раскопано четыре могилы, и они содержали настолько необычные находки, что были отмечены как памятники особой культуры.

Теплоухов назвал эту культуру Афанасьвской, по имени горы, и сопоставил ее с ямной культурой степного Причерноморья. Теплоухов раскопал в могильнике 18 могил.

Этот памятник стал наиболее эталонным для афанасьвской культуры. Позднее памятники этой культуры были найдены еще в нескольких местах. Я так понимаю остатки афанасьвской культуры это самое древнее, что мы с вами можем найти в Хакасии, путешествуя на велосипеде. Но и то если повезет. Даже Окуневские стэллы, которые еще можно найти в степи, и конечно в абаканском музее, были свидетелями более поздних времен. Впрочем, мода на округлые стэллы с отесанными углами, несомненно, пошла от афанасьвцев.

О каком этапе собственно речь. Время афанасьевцев, это период приблизительно между третьим и вторым тысячелетием ДО нашей эры. Т.е. каких-то 5 тыс. лет назад.

Не знаю как кого, но меня прет от таких знаний. Но и это еще не все. Самый главный шокирующий факт для меня (и археологов в свое время) это то, что афанасьвцы были европеоидами.

И это при том что окрестности вокруг были населены гражданами монголоидной внешности. Причем соседи на досуге занимались только охотой и рыболовством - другого просто не умели. Не знали металла.

А вот афанасьевцы умели держать домашний скот, что видно из наличия костей соответствующих животных в могилах. Умели обращаться с металлом. Поэтому Афанасьевскую культуру считают первым этапом эпохи палеометалла в степях Южной Сибири. Афанасьевцы еще не знали литья, металл обрабатывали ковкой.

Не понял, какие у них были жилища, но считают, что раз могильники они сообразили огораживать стенами (кстати, круглой формы), то и наверняка использовали этот навык для постройки протожилищ. Тот факт, что они имели домашних животных, также рассматривается в пользу умения строить стены.

Заканчивая экскурс в историю хочу сказать, что афанасьевцев считают мигрантами из Восточной Европы и южно-русских степей. Умение обработки металла и обращения с домашними животными не было получено на берегах Енисея, а было принесено ими в наши края. Археологические находки говорят о том, что афанасьевцы все 800 или 900 лет прожили очень обособленно, не допуская кровосмешения с населением соседних племен. Хоронили родственников в курганах, от которых на сегодняшний день ничего не осталось - слишком много времени прошло с тех пор. Могильные стены не сохранились. У Вадецкой еще прочитал, что хоронили они весной и летом-осенью. Тех, кто умирал зимой держали до теплых времен в жилищах. А потом всех хоронили разом или подхоранивали в существующие могильники. Отсюда многие скелеты с согнутыми в коленях ногами. Каких-то элементов неравенства не наблюдается.

У Грязнова эта тема раскрыта более полно, как и возрастной анализ афанасьевцев. Младенческая смертность была высокая, до 60 доживали единицы, оно и понятно.

Все что я сказал, это раз. Второе. В прошлом и этом году я ездил на берег Красноярского водохранилища именуемого у нас морем, к тому месту, где была затоплена деревня Сарагаш. Подъезжал максимально близко к берегу, ночевал там. Все потому, что мне хотелось посетить те места, которые близки отцу по его детским воспоминаниям. Его, а соответственно, и мои родственники жили в этой деревне. На Енисее в этом месте было много островов, а значит Енисей там был не очень глубок, видимо по этому в Сарагаше не было пристани. Пристань была в деревне Батени, выше Сарагаша километров на 10-12 по течению. Отец рассказывает, как он подростком плавал до Батеней на колесном пароходе, а потом дедушка приплывал за ним на лодке и увозил в Сарагаш. Как я мог не захотеть поглядеть на те места, на те горы, на которые в детстве смотрел отец и прадед? А тут еще и тот факт, что Батени то стояли под горой Афанасьева!

На фото утес Батень чуть правее центра, справа склон горы Афанасьева.


План поездки вырисовывался такой
Первый день: Доезжаю до Первомайского на автобусе, затем своим ходом до горы Афанасьева, до того места где были Батени
Второй день: Еду через Борозду на Старый Борец, ночую на Утичих озерах или озере Матарак
Третий день: Еду через озера Домежак и Собачье(aka Пионерское) и потом на Шира.

Я позвонил своему куму и рассказал ему о поездке. Рассказывал взахлеб о Батенях, о афанасьвской культуре и прочем. Не знаю что он нарисовал себе в воображении, но этот телефонный звонок превратил трехдневный велопоход в автомобильно-велосипедную отдыхательную покатушку. Выехали мы из Красноярска на машине втроем, Олег, я и его сын - мой крестник. Выехали рано и прекрасным августовским солнечным утром были в Первомайском. Небольшой бросок в сторону от трассы - и мы на месте.

Погода эти летом играла на стороне Сибири, вы знаете, по этому все водоемы, даже такие как Красноярское водохранилище хорошо прогрелись. Купались и загорали досыта. Вид противоположного берега завораживал.

В полукилометре от нас у кромки воды паслись крупные птицы с длинным загнутым книзу клювом. Красота!

Ближе к вечеру я сделал вылазку в сторону горы Афанасьва. Уж не знаю что я надеялся там найти, но меня тянуло туда и я пошел.

Дойти до горы к сожалению не получилось - на пути встретился большой залив, который пришлось бы долго обходить - вплавь мы не решились его штурмовать - мы это я и мой крестник Коля. Перед этим мы перешли вброд(по шею) один заливчик, но этот, последний был сильно широк.

Отказавшись от идеи восхождения на гору Афанасьева мы вернулись в лагерь. Забыл сказать, что на пути к горе мы посетили кладбище. Это кладбище деревни Батени. То что погосты устраивают на пригорках, позволило кладбищу Батени остаться недосягаемым для воды даже в периоды "большой воды" водохранилища.

Еще хотелось бы как-то рассказать о тех чувствах, которые я испытывал и хотел испытать в этом месте. Хотелось бы, но не буду. Это дело каждого. Может быть потом... однозначно приеду еще раз в это место. Обязательно.

Утром Олег с Колей собирались ехать в Абакан по делам. А я собирался ехать по своему маршруту. Из-за того что у меня паранойя, я взял на себя весь свой груз за исключением совсем бесполезных вещей типа джинсов. Подумал, вдруг Олег по каким-то причинам не сможет вернуться в этот день из Абакана. Поехал в полном автономе, включая воду и еду на обед. С Олегом договорились встретиться на Матараке вечером. Если что-то не сросталось, планировал закупить еду во Власьево. Пожав мужикам руки, кинув взгляд на гору Афанасьва, я покатил к Первомайскому.

За Первомайским я решил ехать по плану, то есть не упрощать маршрут. Решил ехать через Борозду, а не через Бей-Булук. Во первых я уже ехал через Бей-Булук этим летом, во вторых я был настолько полон энергии и желания впитывать как губка энергетику степи и гор, которые меня окружали, что вялый подъем в Бей-Булук я сразу же забраковал.

Если бы я знал что меня ожидает впереди, даже не знаю что бы я выбрал... Но я поехал через Борозду, и как говорят психологи, то, что с вами происходит, то, что вы выбрали, это самый лучший из всех вариантов которые предлагает Вселенная. Сейчас, спустя почти месяц, я это подтверждаю.

Проблемной частью этапа Борозда-Старый Борец был кусок километров в пять на котором не было дороги на карте. Понимая, что это степная часть Хакасии, я с этим мирился. Погода была отличная - кожа медленно сгорала под лучами августовского солнца- я катил мимо Борозды. Первые двадцать-тридцать километров после Батеней ехал наслаждаясь всем что меня окружало. После десятки за Бороздой вообще все наладилось. Дорога под гору, вокруг пейзаж, хоть картину пиши - бочкообразные валы сена в изобилии разбросанные по окрестным полям. Все было здорово, да вот только навигатор упорно показывал, что я еду не в ту сторону. Дорога упорно забирала на юг, хотя мне надо было конкретно на запад, а потом и на северо-запад. Когда на экране телефона я увидел Знаменку, я понял, надо принимать кардинальные меры.

Как обычно дороги в нужном направлении не было, а катиться по той что есть, даже с учетом того что она шла под гору, было уже опасно.

Вздохнув, я повернул почти на север и двинул по степи. Трава в этом месте почти по колено, ехать а потом и идти по ней было тяжеловато. Естественно, а как иначе, направление моего пути вело прямо через горы. Местами я их объезжал по склонам, что наверняка добавляло извилистости треку. В какой-то момент я выдохся и решил пообедать. Пристроившись на каменном бугре на одном из склонов я "приговорил" две банки рыбных консервов.

Когда я катаю с друзьями, после обеда мы позволяем себе немного отдохнуть, подремать четверть часа. Но в этот раз я этого не стал делать. Отчасти от того что уже не попадал в график - это я просто кожей чувствовал, а скорее от того что я не совсем понимал своего места на карте. Очень неприятное чувство. Навигатор мне, конечно, помогал - у меня был нанесен кусок дороги Бей-Булук - Старый Борец - но взаимодействовать с ним как-то не получалось. Объясню - я смотрел на экран телефона и видел, что до нужной дороги километров пять. Я ехал, скажем, полчаса в нужном направлении, смотрел на экран, а до места было или также по расстоянию или того дальше. И так несколько раз. Просто Алиса в зазеркалье, чем дальше ехал, тем дальше оказывался от того места куда планировал.

Обед не прибавил мне сил, как я ожидал. Мое передвижение выглядело так: двадцать метров иду, толкая велосипед, передышка на пол минуты, и следующие двадцать метров. Наконец я увидел гору, которая превышала те горы, которые я только что штурмовал и видел в округе, а был я наверно в самой высоко точке похода - видно было далеко. Предположил, как позднее выяснилось правильно, что это гора Изых, что то там около восмиста метров. Интересное название, слишком короткое для ругательства, но все же красивое. Перед горой был спуск в долину и я, наконец-то, сел в седло. К этому моменту я испил все жидкости какие у меня были, и понимал что скоро начну испытывать дефицит по воде. На карте я видел ручей, который как раз был на моем пути. Около ручья я обнаружил несколько жилых построек и народ сельского вида, глазевший на меня из-за забора.

Набрав воды и выведав нужную дорогу двинулся дальше. Погода начала резко меняться в худшую сторону. Поднялся ураганный ветер, естественно встречный.

Реально не мог ехать, к тому же дорога вела меня в пологий подъем. Пока я выписывал восьмерки по дороге борясь с ветром меня нагнал беларус(трактор) с двумя пилотами. Парни предложили мне положить вел на косилку и самому залазить, подвезем, мол. Отказался и расспросил еще раз.

В последствии опять убедился что спрашивать дорог у местных самое последнее дело. Они распичвают какие-то сказочные направления которые рисуют в своем воображении. Я не говорю, что они врут. Ну просто они так видят мир. Там где по факту километр, они могут сказать что ехать тебе полчаса, а где реально километров тридцать, скажут, тут рукой подать. Полчаса будут расписывать дорогу длинной в пять километров, подробнее чем раллийные карты, что не будешь знать как остановить этот поток информации. А га самом элементарном месте не скажут куда повернуть.

В общем через полчаса стоял я на перекрестке, где мне настоятельно рекомендовано было ехать прямо "никуда не сворачивая". Перекресток был идеально "Т"-образной формы. Т-образной, Карл!

Вытер из памяти все советы и попер ориентируясь на карту, здравый смысл и местные условия. В одном мутном месте небо послало мне камазиста, который показал мне прямую дорогу на С.Борец. Пришлось правда с пару километров пройти, так как на деле это была не совсем дорога, это был путь по которому он ранее два раза проехал. Но скоро я выехал на отличную гравийку и жизнь наладилась.

Дело было уже к вечеру, когда я миновал Старый Борец. Так и не понял что это за деревня, так как на задах "встал" на отличную дорогу, как через полчаса выяснилось не верную. Удалившись от деревни километров на пять, я постоял посмотрел как дорога уводит меня четко в сторону Сон(или Сна, черт его знает). Да и плевать, сказал я вслух и попер дальше, не возвращаться же в Борец!

Дорога была отличная(не чета правильной, на которую я конечно все равно выехал), машин не было, я ехал и любовался сгущавшимися тучами на небе. Прикидывал куда успею до дождя доехать, работает ли магазин во Власьво в семь часов вечера.

Усталость и голод все сильнее наваливались на меня. В итоге когда я зашел в сельпо, был голоден как... турист в походе. Сидел на ступеньках, в одной руке у меня было два пирожка с луком и яйцом, в другой плитка белого шоколада(сникерсы, сука, разобрали). Все это по очереди я пожирал запивая теплым(холодильник в августе уже не включают) абаканским пивом...





© Андрей(Rock&Roll), 2015г.
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Rambler