ВелоЯрск.ru Главная Новости Отчеты Жесть Фотогалерея Форум
‚елоЯрск.ru
 
Veloyarsk на YouTybe
 
Veloyarsk на RuTube
Навигация
Главная
Новости
Отчеты
Трэки
Полезно знать
Сделано своими руками
Походы выходного дня
Жесть
Поиск
Фотогалерея
Форум
Контакты
Что нового
26.02.2020
Первомайский велофестиваль 2020
Проводится абаканским велоклубом «ВЕЛАБА» и веломастерской «36 спиц» на базе Хакасского республиканского национального музея-заповедника «Казановка» Фестиваль акцентируется на общении и привлечении новичков, позволяет подбирать посильную нагрузку и наслаждаться велосипедной ездой в компании друзей и единомышленников.
Читать

28.01.2019
Первомайский велофестиваль 2019
Первомайский велофестиваль 2019 от Абаканского велоклуба «ВЕЛАБА» и веломастерской «36 спиц» при поддержке Туристского информационного центра Хакасии на основе турбазы «Иван да Марья»
Читать

09.04.2017
Первомайская ТрансХакасия с 29 апреля по 9 мая
После определенных размышлений, колебаний и консультаций с друзьями и соратниками возникла идея в этом году провести РЫБАЦКИЙ велотур))
Читать

12.08.2016
ПВД - Учум-Шира август 2016
В ближайшие выходные планируется поход выходного дня от озера Учум до озера Шира.
Читать

СМОТРЕТЬ ВСЕ НОВОСТИ
Авторам
ПРИГЛАШАЕМ
К СОТРУДНИЧЕСТВУ
авторов, пишущих статьи на темы велотуризма, снаряжения и ремонта велосипедов.
Подробнее...
Ссылки по теме
Велосипедный форум г.Красноярска
Партнеры
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 4,033
Посетитель: ojiwu
Уникальных: 3 049 526
Однодневные покатушки
Читать
Многодневные поездки
Читать
Крутые случаи из жизни
Читать
Саралинский анабасис - 2. Назад в Белогорье


Эпиграф.
Твоя жизнь - только миг.
В их глазах.
Горы - они.


Участники похода:

Юра Саня aka Silver
Юра - GT Avalanche 3.0 Саня aka Silver - GT Avalanche 1.0
Андрей aka Rock&Roll
Андрей aka Rock&Roll - GT Avalanche 2.0
4 июля.
Смотреть карту дня (270kb).
   Побывав однажды на Ивановских озерах, увидев белоснежные вершины Кузнецкого Алатау я не знаю человека, который бы не мечтал сюда вернуться. И мы не исключение.

   В Копьево нас встречали два подвыпивших субъекта и пасмурное утреннее небо. Поскольку прибывшие пассажиры быстро растворились с перрона, а мы остались одни, собирая велосипеды, то все внимание парочки досталось нам сполна.

   Отклонив их просьбу, прокатится, я поинтересовался, чем вызвано столь раннее бодрое настроение и состояние духа. Уж не день ли Гибэдэдэшника отмечали? Парни обиделись. Сказали, что они отмечают День Хакасии - праздник освобождения от засилья поганого Красноярского края. Поинтересовались куда мы едем. Как известно ложь в такой ситуации не считается грехом. Я честно соврал им, что едем через Костино на Большое Озеро. Наконец мы собрались и двинулись прочь от станции по не проснувшимся улицам Копьево.

   Я практически не был удивлен, увидев, что наши новые знакомые садятся в уазик и отъезжают восвояси. Справедливости ради надо сказать, что за руль сел более трезвый. Мы потом еще раз восемь видели его в течение дня на трассе, хотя допускаю, это могло нам померещиться.

По дороге на Сулек
По дороге на Сулек

   Кручение педалей привело нас к Сулекской писанице. Хоть и группа была небольшая, все же я чувствовал ответственность в плане выдержки графика движения. По этому ограничил свое желание полазить окрест настолько насколько это хотелось бы.
Фрагмент Сулекской писаницы
Фрагмент Сулекской писаницы

Сулекская писаница
Сулекская писаница

Перекусив, поехали дальше. Миновали Устинкино, сказав асфальту "до свидания". Знакомой дорогой, через урочище Балахчин, прибыли в Саралу. говорят, Сарала переводится как "Тихая Долина".

   Посетили саралинскую Тас-Хыз - "Каменная дева", начало II тыс. до н.э.. Был немного удивлен, что к Тас-Хыз не ведет никакой мало-мальски протоптанной дороги, шли по высокой траве через поле. Видимо местные воспринимают памятник истории как что-то естественное, а проезжающим на авто не досуг. Впрочем, это к лучшему, не люблю праздношатающихся в священных местах.

   Купили в магазине стакан и пачку одноразовых тарелок - свою кружку и тарелку, как оказалось, я благополучно забыл дома.
   На ночевку встали на берегу реки Сарала, километрах в 5-6 от деревни Сарала. Под вечер несколько раз начинался и заканчивался дождик. Который впрочем, не мешал атаковать нас полчищам комаров. Насчет последних, кстати, хочется сказать, что текущий год ими очень богат. Все остальные дни приучили нас делать непроизвольные движения руками, передергивания кожей и прочие ухищрения чтобы отгонять кровососов.
Варган
Варган

Отметили первый день напитком, получившим рабочее название "Лаймовка" - настойка водки на лайме. Напиток быстро иссякал, по этому решили удвоить его градусность. При помощи Юриного спирта довели его примерно до 70 градусов и оставили настаиваться.

Информация.
За день проехали неспешно и ненапряжно 66км.
Сарала, магазины - все есть.


5 июля.
Смотреть карту дня (383kb).
Утро на Сарале
Утро на Сарале

   Утро было туманным и влажным. Пока собирались, туман улетучился, обнажая голубое небо. Становилось жарко.
   Ехали не торопясь 15-16км/ч. В Орджоникидзевском (старое название Гидра) Судьба послала нам встречу с лесником.
   Тут надо сделать отступление. Изначально маршрут планировался с исходом с Ивановских в кемеровскую область, через заповедник "Кузнецкий Алатау" в Кия-Шалтырь. Но после А)разговора с их егерем по телефону Б)предполагаемой непроходимости дорог В)сложного для велосипеда рельефа Г)наличия медведей Д)разговора с человеком, устраивающим в тех краях конные туры; отказались от этого варианта. Пока, во всяком случае.

   Но желание вернуться нетрадиционным способом с Ивановских озер все равно свербело в мозгу. Отсюда родилось еще два варианта. Вариант Light:от Орджоникидзевского под лэпкой вдоль Таежного до Гайдаровска. Вариант DieHard: от Подвинского через Три Камня вдоль Инжула на юг до Черного Июса и дальше до Чебаков.

   Лесник, с попутчиками заехавший в магазин за водкой, подправил наши планы. Сказал, что через Три Камня не проедем, дороги давно нет. А вдоль лэп, которой по его словам тоже давно не существует, когда то была лесовозная трасса, теперь заброшена и заросла травой в рост человека. Сказал, что есть накатанная (забегая вперед обращаю внимание на это слово!) дорога через Сектинский лог, вдоль Сухой Сабулы. Они, якобы по ней ездят на рыбалку на Черный Июс и по ней можно доехать до пресловутого Гайдаровска.

   Сказав "Спасибо" за информацию, мы поехали дальше. Перед Подвинском искупались в Сарале, в стиле ню, естественно. Вода холодная, но в тот момент это было то, что нужно.

   При переходе вброд Озерного (это тот, что вытекает из Ивановского озера) Саша проколол колесо. Единственный прокол за поездку. На самом большом из Ивановских мы были, когда Солнце стояло еще высоко, поэтому, едва приехав на место стоянки все бросили и побежали купаться.
Вид на гору Заозерная
Вид на гору Заозерная

   Вода в озере холодная, даже ледяная, ведь озера здесь питаются ручейками и реками, берущими начало из снежников. Здесь, в горах, практически круглый год сохраняется снег. Этому-то снегу, собственно, и обязано своим названием Белогорье. Хотя снег лежит летом на всех окружающих горах, не везде он сохраняется до осени. В этих местах снеговая граница опускается до высоты 1200 м над уровнем моря.

Информация.
За день проехали 54км.
Приисковый, магазины 13-15 обед, в некоторых нет тушенки.


6 июля.
Смотреть карту дня (112kb).
   День, отведенный под "лазанье" по горам. Юра сказал, что у него болит колено, причем еще со вчерашнего дня. По этому чтоб поберечь ногу и продолжить маршрут он остался в лагере, а мы с Сашей вышли на экскурсию по окрестностям. В 2009 году мы исследовали западный склон, теперь же мы отправились на восток.

   День был жаркий, гнус, как обычно привычно, донимал. С места стоянки на вершине горы Заозерной, еще в прошлом году мы заметили крест, видимо деревянный. Кто, когда поставил этот памятный знак? Хотели подойти прямо к кресту, в надежде, что там есть какая-то надпись, но когда поднялись вдоль ручья, по его правому берегу, обнаружили, что крест стоит отнюдь не на вершине, и что мы поднялись уже выше его. К кресту не пошли - не хотелось спускаться, а потом подниматься. Пошли выше.
Кузнецкий Алатау
Кузнецкий Алатау

   С каждым шагом наверх вид открывался просто потрясающий. Говорят глубина озера около 150 метров. Глядя с высоты на сочную синеву озера в это охотно веришь. Места вокруг Ивановских озер очень красивы и живописны. Склоны гор, окружающие озера, покрытые ерником — зарослями карликовой березки. На склонах много мелкого курумника. От этого подниматься не очень удобно - камни постоянно едут вниз под ногами. Приходится подниматься очень осторожно, следить чтоб самому не упасть и чтоб камни не покатились на товарища. На Заозерную подниматься не стали, прошли седловиной. Полюбовавшись видами в направлении Бобровой развернулись и зашли на Золотые Рога.
Приисковый
Приисковый

   Вскоре из-за горы Туманной показался Приисковый. С высоты он выглядел как игрушечный. Походив по вершине горы, которая на деле была плоским огромным полем заваленным мелким и не очень курумником, мы повернули к лагерю.
Проходили мы наверно часов 6.

7 июля.
Смотреть карту дня (500kb).
   День имени Ивана Купалы, а погода не радует. К слову, 7 июля также Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна сына Захарии и Елизаветы(см 1гл. Евангелия от Луки). Вот такие уж мы русские люди. Вроде и крещенные, а помнятся иногда только языческие праздники.

   Вчера к нам присоседились два реальных импортных внедорожника. Ума не приложу, как они смогли проехать.

   Ну да ладно, люди оказались тихие. Музыку не врубали, песни не орали. Думаю, они тоже были озадачены увидев, что поляна досталась не им одним.

   Быстро свернулись и, кинув прощальный взгляд на озеро, двинули в Приисковый. По дороге Юра сообщил, что ноге не лучше, несмотря на компрессы и наше всеобщее пожелание ей здоровья, и дальше, увы, он ехать не сможет. Печально.

   На кочке, при проезде небольшого ручья и Саши сломался багажник. А ведь еще вчера был разговор, где я сказал, что в походах дважды был свидетелем тому, как ломаются багажники с подседельным креплением. Это третий. Юра предложил Саше свой велосипед, но Саша отказался. В принципе я его понимаю, хоть и стало ясно что для продолжения поездки придется как-то извратится с грузом. Наверно байкеру поменять велосипед на чужой, все равно, что для казака поменять своего коня.

   Раскидали вещи между двумя багажниками и скоро уже были в Приисковом. За, на мой взгляд, нехилую таксу в размере 1500р местный согласился отвезти Юру в Копьево. Я попытался поторговаться, но Юра мне не подыграл и сделка состоялась. Перетряхнули вещи, что-то забрали у Юры, что-то из своего Саша отдал Юре.

   С тяжелым сердцем - Юра из-за того, что досрочно прервался поход, мы из-за того, что лишились надежного товарища, мы расстались. И осталось нас двое. Уже с полчаса накрапывал нудный дождь. Мы сидели на остановке, пили пиво. Дождь кончился, и мы помчались по маршруту. Именно помчались. Кто был на Ивановских - знает, что скорость на этом участке 30км/ч держится вполне легко и не напрягает мышцу.
В Орджоникидзевском
В Орджоникидзевском

   После Орджоникидзевского, в 6 километрах от районного центра мы перекусили и двинули прочь от трассы, по Сектинскому логу. Интересное название. Меня всегда привлекала история возникновения названий. Есть предположение, что деревня Кирово, куда примерно ведет этот лог, раньше называлась Секта. Или рядом с Кирово было место (деревня) так называемая, судя по старым картам. В общем, не поручусь, но видимо из-за этого.
Накатанная дорога
Накатанная дорога

   Ну что могу сказать. На преодоление 2.5км пути мы потратили час. А впереди было еще, что то около 28км. Дорога никакая - это ж, в каком году они по ней на рыбалку ездили!? Постоянные лывы. Я сам за 80, плюс рюкзак под 30 килограммов. Не спасала даже широкая резина - велосипед просто садился по велоштаны в грязь. Плюс бесконечные комары. Грязи было столько, что у меня иногда клинило переклюк и блокировало цепь. Грязь по консистенции была такая, что хоть горшки из нее лепи.
Сектинская грязь
Сектинская грязь

   Устали мы конкретно. А тут еще следы медведя. Причем сначала маленькие, а потом конкретные. В кокой-то момент мы переглянулись. Взгляд говорил, нет, мы не герои, ну его нахрен, возвращаемся. И напугали собственно не следы, хотя в их присутствии было мало приятно. Огорчало дорожное покрытие. Если б хоть как-то можно было ехать, мы возможно бы и рискнули.
След медведя
След медведя

   А так, скорость передвижения явно не оставляла нам надежды заночевать в приемлемом месте. Еще минут через сорок мы были на трассе, очищая трансмиссию от грязи. Дальше все легко. Оставляя облако комаров позади, мы покатили в Саралу. Закупили продукты и в пол восьмого вечера мы были уже на берегу Июса...
Стоянка на берегу Черного Июса
Стоянка на берегу Черного Июса


Информация
За день проехали 78км.

8 июля.
Смотреть карту дня (460kb).
   Утром Саня встал как всегда раньше всех. То есть раньше меня. Сквозь утренний полусон я слышал, как стучат капли дождя по палатке.

   Как погода? - крикнул я из палатки. Саша сказал, «Нормально - каждые 10 минут идет дождь".

   Вылезать из спальника не хотелось, но организм требовал выгула. Выглянув из палатки, я заценил бесперспективность горизонта, теряющегося в низких налитых синевой тучах. Во время утренней прогулки я увидел прекрасно отпечатавшиеся на мокром песке следы, которых вчера вроде бы не видел.
Следы на песке
Следы на песке

   Я не следопыт, но если это была собака, то очень уж крупная. Если кто-то определит хозяина следов - буду благодарен. Пока я возился с фотоаппаратом и следами, Саша доварил кашу.

   Переждав небольшую грозу мы увидели очистившееся небо, и лагерь собирали уже под палящими лучами солнца. Впрочем, едва мы отъехали, до нас донеслись раскаты грома. Из-за хребта выглянул краешек грозовой тучи. Изо всех сил мы помчались к деревне Подкамень, памятуя о металлической остановке, которая уже однажды нас спасала от дождя в 2008 году. До этого в этой поездке осадки выпадали исключительно вовремя и сейчас не было исключения. Как только мы ворвались под крышу остановки, наступила минутная тишина. Ветер не колыхнул бы даже перышко. Но длилось это совсем недолго.

   Ветер рванул, и сразу раздались раскаты грома. Скрываясь от дождя нам даже пришлось встать на лавочки. Дождь шел вперемежку с градом, иногда доходившим до сантиметра в диаметре. Воспользовавшись паузой мы уничтожили запасы накопившихся продуктов. Подъели конфеты, сточили сыр-косичку и наконец-то списали с баланса бананы, которые катали три дня. Дождь кончился, но все же горизонт терялся в белесом туманоподобном мареве. Заехав в магазин в Подкамне, точнее в частную лавочку, мы поехали по Ошкольской степи к одноименному озеру. Вскоре начался дождь. Существенно похолодало. Проезжали сворот на Черное озеро, а я присматривал где могла находиться писаница "Талкин ключ". Довольно известная, на которой, говорят, изображены люди в монашеских одеждах. Приметил пару подходящих, характерных каменных останцев, надо будет в будущем как-то туда скататься, чтоб детально исследовать местность.

   Показалось озеро Ошколь. Много раз ранее я планировал стоянку на нем, но нам никогда не удавалось до него доехать, из-за поворота на Черное озеро, про который я говорил ранее. Ну, вот он и Ошколь. И даже, несмотря на погоду видны весьма немногочисленные отдыхающие. Под покровом непрекращающегося дождя озеро выглядело не совсем гостеприимно. Думаю на западном берегу вполне комфортно стоять. В перспективе предполагаю использовать это озеро в качестве стоянки.
Саня - суровый байкер
Саня - суровый байкер

   Но в этот раз мы катим дальше, промокшие уже насквозь. Остановка на несколько минут сразу дает понять, что движение это жизнь - стоять очень холодно.

   При въезде в Кирово наконец, то появляется просвет в облаках. Видим остановку и останавливаемся, чтоб переодеться и перекусить. Дождь то ли прекратился, то ли мы просто из него выехали. Автобусная остановка завалена кучами конского дерьма, но это нисколько не помешало нам пообедать в этой обстановке.

   Дождя уже нет, но за пределами остановки холодный ветер, несмотря на ставшее безоблачным небо - таким образом, погода за день сменилась с плюса на минус четыре раза.

   Следующий пункт остановки - Чебаки. Со всем известной крепостью Чебаки. К сожалению, крепость не пошли искать, впрочем, я про нее даже не заикнулся. Возможно Саша и согласился бы потратить на это время, но день клонился к закату, а нам еще предстоял длинный путь.

   Другая достопримечательность Чебаков - дом Константина Ивановича Иваницкого, крупнейшего сибирского купца-золотопромышленника.
Дом золотопромышленника Иваницкого
Дом золотопромышленника Иваницкого

   Дом деревянный одноэтажный, частью двухэтажный, с башенкой, сохранился на удивление хорошо, хотя и построен был во второй половине XIX .

   Изначально дом принадлежал купцу, выходцу из крестьян Енисейской губернии, Захарию Матвеевичу Цибульскому кстати отцу идеи создания курорта на озере Шира.

   Иван Матвеевич Иваницкий был двоюродным братом Захария Матвеевича Цибульского и главным управляющим на Центральном в Мариинской системе приисков. Ему досталось наследство Цибульского, а затем его сыну Константину.

   В основном имя Иваницкого связывают с известным рудником «Богомдарованный».

   Первооткрывателем золотоносного месторождения был рабочий-хакас Алексей Ульчугачев, который затем продал его за небольшие деньги купцу Дмитрию Федулову. Федулов же в сентябре 1897 передал рудник «Богомдарованный» на правах долгосрочной аренды Константину Ивановичу Иваницкому.
Рудник Иваницкого
Рудник Иваницкого

   Рабочих на золотые прииски нанимали по городам и деревням, заключая с ними договор на работы, начиная с ранней весны и до осени. Но, не смотря на это, видимо из-за того, что золотопромышленников особо не интересовали нужды простых рабочих, старатели часто сбегали с приисков.

   По данным специально созданного комитета, материалы которого хранятся в Минусинском архиве, на промыслы не являлась треть нанявшихся рабочих. В документах комитета описывается жизнь рабочих, на основании которых можно нарисовать портрет старателя:
"Приобретая много денег, рабочие, а в особенности ссыльнопоселенцы, не употребляли их на улучшение быта: на приобретение собственности, обзаведение хозяйством, а напротив, весь свой заработок спускали в питейных домах...
   Впрочем, явление между поселенцами очень естественно; люди эти состоят на низкой ступени развития как умственного, так и нравственного, оторванные от семей своих, бездомные, бессемейные, не имеющие ни утешения в настоящем, ни надежды на будущее
"...

   Еще в 1895 году в Санкт-Петербурге было организовано «Российское золотопромышленное общество» для разработки месторождений золота как россыпных, так и рудных.

   Так вот 18 марта 1911 г. "Золоторосс" заключил договор с Иваницким, согласно которому Константин Иванович и его жена Ольга Евгеньевна Иваницкие передавали "Российскому золотопромышленному обществу" принадлежавшие им прииски в Томской губернии, из которых прииски Мариинской группы уже эксплуатировались.

   Предварительно, осенью 1910г., по просьбе общества на рудник, с целью выяснения ценности месторождения, приезжал Владимир Афанасьевич Обручев, личность легендарная, русский геолог, палеонтолог, географ, писатель-фантаст, первый штатный геолог Сибири, кстати, в 1890-х занимавшийся проектированием Транссибирской железной дороги.

   Существует байка, что Иваницкий продавал обществу рудник, почувствовав его обеднение и перед приездом комиссии приказал своим подручным пройти по штольне паля по стенам из ружей заряженных золотым песком.

   Как бы там ни было, но в марте 1911 г. был окончательно оформлен договор на приобретение "Золотороссом" всего "дела" Иваницких, по которому было приобретено 67 отводов в Мариинском и Ачинском округах и 37 в Минусинском округе. За все эти прииски К.И. Иваницкому было уплачено 2 млн. 200 тыс. руб.

   Впоследствии "Российское золотопромышленное общество" приобрело еще 4 рудника общей площадью 364 десятины, принадлежавшие ранее Иваницким (Ивановский, Полтавский, Российский и Сибирский).

   За 18 лет, с 1899 года по 1917 год, на руднике «Богомдарованном» было добыто 4576 кг золотого металла.

   С 1918 по 1928 год горные работы не велись, рудник был законсервирован. Оно и понятно, страна была во власти братоубийственной гражданской войны и разрухи. В память о погибших в годы революции и гражданской войны, в августе 1922 года рудник «Богомдарованный» был переименован в «Коммунар».

   Константин Иванович Иваницкий умер в 1935, находясь в эмиграции в Китае. Но и после его смерти, по сей день жива легенда о "кладе Иваницкого".

   Поговаривают, что Иваницкий припрятал в укромных местах сотни килограммов золота в слитках и золотом песке. В конце 30-х годов ХХ века, в Россию приезжала вдова Иваницкого Ольга Евгеньевна и в присутствии работников НКВД, за обещание отдать ей половину клада, указала одно из таких укромных мест, о котором знала. И, говорят, ей даже отдали... четверть.

   А сегодня в доме Иваницкого функционирует детский летний лагерь.

   У вожатых, видимо мало развлечений, иначе не могу объяснить их интерес к нам. Нас обступили с расспросами несколько человек.

   Я оставил их с Сашей, а сам пошел к дому. Пока обходил дом вокруг и фотографировал, у меня три раза дети попросили закурить - ужасно.

   Несмотря на прорву лет, дом выглядит вполне сносно. Желаю ему простоять еще сотни лет. Я ходил вокруг него и благоговел от мысли, что на этот дом, так же как и я сейчас, 100 лет назад смотрел сам Обручев Владимир Афанасьевич, книжками которого, особенно "Плутонией" я зачитывался в возрасте ребят, которые просили у меня закурить.

Вот как он описывает свой приезд в Чебаки:
"В половине декабря я и М. А. Усов, которому я предложил быть моим помощником при изучении рудника, что давало ему случай познакомиться подробно с геологией интересного месторождения, выехали по железной дороге на восток. На ст. Итат мы оставили поезд и наняли лошадей, чтобы проехать на юг до села Чебаки у подножия восточного склона хребта Кузнецкий Алатау. Было довольно холодно, мы ехали в кошеве, т. е. открытых санях с глубоким сидением, обитых рогожей. До Чебаков от станции около 180 верст, и мы прибыли на место поздно вечером, остановились у уполномоченного Богомдарованного рудника, инженера Захваткина, где после быстрой езды при сильном морозе в течение 15 часов могли обогреться, поужинать и выспаться."

   За Чебаками дорога незаметно повернула на восток. День, что называется, разгулялся. Рельеф был плоский, дорожное покрытие вполне сносное и только большие лужи, которые мы обруливали на высокой скорости, не давали нам заскучать в пути.

   Вскоре показались характерные холмики, по которым опытный глаз сразу узнает остатки развалившейся деревни. На склоне горы виднелось кладбище, подтверждавшее эту догадку. А в стороне, среди леса виднелись крыши домов. Половинка - так обозначен этот населенный пункт на карте. Не задерживаясь, мы поехали дальше. Время было около пяти вечера, когда мы остановились на развилке у подножия хребта Арга. Прямо дорога уходила на Белый Балахчин, направо - на Ефремкино. Где-то между ними угадывалось русло Белого Июса. И где-то в этом месте хотелось перебраться через реку, чтоб попасть с минимальным крюком на трассу, ведущую к станции Шира. На карте была указана пара бродов в этом месте.

   Но из-за большой воды в этом году я не сильно на них надеялся. Наудачу повернули направо и через пару сотен метров после мостика через речушку Тарча увидели заимку и невдалеке женщину, окруженную тремя лайками. Оставил Саше велосипед и, взяв карты, пошел к женщине, стараясь не держать подбежавших, недружелюбно настроенных, собак со спины.

   Женщина казалась нисколько не удивленной появлением столь странных путников, поведала, что дорога идет до Ефремкино, и что там есть мост. Где-то на полпути есть брод, но перейти его по нынешней воде абсолютно нереально. Посоветовала ехать именно через Ефремкино, так как через Балахчин получится дальше, да и под вечер соваться в спившийся Белый Балахчин, ей не кажется разумным. "Правда, по этой дороге придется с горки в горку ехать, но у вас велосипеды хорошие, справитесь", сказала она.

   Я посмеялся, заверив, что педали все равно сами не крутятся. На том и расстались. Дорога, кстати, до Ефремкино мне понравилась.

   Очень живописная, окруженная лесом, плотная грунтовка, в основном песчаная. Мы то поднимались на пригорки, то, отрываясь от стаи комаров неслись вниз, обруливая лужи. Только в одном месте пришлось зайти в гору пешком. Где-то на этом этапе мы встретили одинокого светлого жеребца. Толи приняв нас за своих, толи просто от скуки он бежал за нами около десяти километров, держась метрах в двадцати позади.

   Повторюсь, место красивое, и можно было бы наслаждаться природой, но я начинал уже беспокоиться. Вечер надвигался неумолимо, мы уже миновали Ефремкино - его было видно с вершины пригорка на противоположном берегу Июса - а дорога все петляла и петляла с явным набором высоты, в конкретном южном направлении. Наконец дорога повернула на восток и бодро спустилась к мосту через Белый Июс.

   Мы выехали на асфальт и увеличили скорость до 25-30км/ч. За Ефремкино длинный подъем снизил нашу скорость.

   Вечер был в самом разгаре, мы отмахали уже около восьмидесяти километров, а подходящего места для ночлега все еще не нашли. Справа высились практически безлесные холмы, слева раскинулась долина Июса, сплошь заросшая деревьями и кустарником, местами видимо заболоченная. Когда впереди показался улус Трошкин, стало ясно, что тянуть с выбором ночлега дальше нельзя.

   Конечно, хотелось заночевать на берегу реки, но, глядя на заросли, полные влаги и комаров, мы решили свернуть в противоположную сторону. Там где стоит памятный камень, обозначивший родовую гору рода Капчигашевых, мы повернули направо и в полукилометре от дороги разбили свой лагерь из одной палатки.

Стоянка
Стоянка

Информация
За день проехали 86км.
Кирово. Весьма заброшенная и полуразвалившаяся деревня. Сомневаюсь что там есть магазин.
Чебаки. Если бы не Дом Иваницкого, и не све "Чебаки" не знаю даже что там интересного.
Магазин не работал, закупались у частника. Нет алкоголя, включая пиво, минералки, шоколада. Консервы только Йошкаролинская тушенка.
На вопрос "Есть абаканская тушенка?", получили вопрос "А это какая такая?"

9 июля.
Смотреть карту дня (316kb).
   Саню должен был забрать брат на автомобиле из Шира. По этому мы встали довольно рано. Сборы были недолгими и вскоре мы уже выехали на трассу. В Трошкине закупили продукты для перекуса и поехали дальше. За Топановым мы остановились покушать под большой развесистой сосной, оккупированной огромными черными муравьями.

   После раскисших, разбитых и временами накатанных проселочных дорог по асфальту катилось очень легко и приятно. Небо было практически безоблачным, но жарко не было, такое уж странное лето в этом году. В поселке Шира я был неприятно поражен обилию автотранспорта на дорогах. Я купил себе билет на поезд, но до часа отправления было еще 5-6 часов. Сашин брат тоже задерживался, поэтому мы решили ехать в Жемчужный, чтоб покупаться в озере Шира и перекусить плова на базаре.

   Покатушка наша фактически еще не закончилась, у нас еще было 10-12 километров впереди, но было ясно, что основные приключения, тяжелые подъемы и головокружительные спуски, вечерние разговоры у костра, купание в ледяной воде горных озер, череда улусов и поселков с их самобытными жителями, все это уже позади. Поездка, о которой я мечтал, к которой я готовился с зимы, заканчивалась, пора подводить итоги.

   За 6 дней пройдено 354км. Один прокол колеса. Один сломанный багажник. И конечно обидная травма колена у Юры, вынудившая его сойти с маршрута.

   А в остальном... Я еще с прошлого года был покорен красотой Белогорья и жемчужиной нашего путешествия - Ивановскими озерами, и в этом году эта привязанность только укрепилась.

   Я получил массу позитива за покатушку. Мы побывали там, где планировали. Общение было совершенно без каких бы то ни было напрягов в коллективе. Не знаю кто как, а я на какое-то время забыл о делах и проблемах, о работе и заботах. Дни были настолько насыщены событиями, что, как справедливо заметил Саня, вспоминаешь какое-то событие как какое-то очень далекое, а на самом деле оно было вчера...
Байк на Шира. Путешествие закончилось.
Байк на Шира. Путешествие закончилось.

   Глядя в окно вагона на убегающие хакасские пейзажи, я чувствовал какую-то опустошенность и усталость. Эти ощущения были неуловимы, как сигаретный дым, в отличие от четкого, непроходящего желания возвращаться сюда раз за разом.

Информация
За день я проехал 72км.


Все фотографии этого вело-похода.

(c) 2010г. Rock&Roll
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Отлично! Отлично! 100% [1 Голос]
Очень хорошо Очень хорошо 0% [Нет голосов]
Хорошо Хорошо 0% [Нет голосов]
Удовлетворительно Удовлетворительно 0% [Нет голосов]
Плохо Плохо 0% [Нет голосов]
Rambler