26.02.2020 Первомайский велофестиваль 2020
Проводится абаканским велоклубом «ВЕЛАБА» и веломастерской «36 спиц» на базе Хакасского республиканского национального музея-заповедника «Казановка»
Фестиваль акцентируется на общении и привлечении новичков, позволяет подбирать посильную нагрузку и наслаждаться велосипедной ездой в компании друзей и единомышленников. Читать
28.01.2019 Первомайский велофестиваль 2019
Первомайский велофестиваль 2019 от Абаканского велоклуба «ВЕЛАБА» и веломастерской «36 спиц» при поддержке Туристского информационного центра Хакасии на основе турбазы «Иван да Марья»
Читать
09.04.2017 Первомайская ТрансХакасия с 29 апреля по 9 мая
После определенных размышлений, колебаний и консультаций с друзьями и соратниками возникла идея в этом году провести РЫБАЦКИЙ велотур))
Читать
12.08.2016 ПВД - Учум-Шира август 2016
В ближайшие выходные планируется поход выходного дня от озера Учум до озера Шира. Читать
СМОТРЕТЬ ВСЕ НОВОСТИ
|
|
|
Авторам |
|
ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ авторов, пишущих статьи на темы велотуризма, снаряжения и ремонта велосипедов.
Подробнее... |
|
|
|
Сейчас на сайте |
|
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей
Пользователей: 4,033
Посетитель: ojiwu
Уникальных: 3 049 585 |
|
|
Выбор велосипедного маршрута |
В каждом маршруте есть «ключевое» место, пробуждающее интерес к нему. В велосипедных походах оно обычно наиболее труднодостижимое, а может быть, просто самое красивое или привлекающее связанным с ним событием либо своей географией.
Я сейчас говорю о многодневном походе, о длинном маршруте. У каждого маршрута есть автор. Маршрут это как бы его произведение, задуманное или уже завершенное.
У каждого автора свой вкус. Мне вот всегда хочется так построить маршрут, чтобы уехать далеко от больших дорог, от путей подъезда и там достигнуть ключевой точки.
Можно говорить об архитектуре маршрута: его стройности, логической красоте, естественности. Причем это одинаково относится и к сложным маршрутам мастеров, и к простым маршрутам начинающих. Они как математические задачки для любого класса: могут быть изящные, остроумные, а бывают громоздкие, глупые.
Больше всего мне нравится линейный маршрут - чтобы проехать кротчайшим путем от точки прибытия к совсем другой транспортной магистрали.
Интересно, например, строить маршрут так, чтобы выбраться к маленькому полустанку и уехать домой на поезде.
Хорошо, когда в середине маршрута или в последней трети ждешь какого-то события. Например, встречи с другой группой в заранее намеченной точке — в глухом лесу, на ручье или даже на горном перевале. Могут в одной точке встречаться две группы, и три, и пять, и все приедут с разных сторон.
В комбинированных вело-водных путешествиях ключевой точкой является выезд на реку, по которой наметили плыть, а дальше — самые сложные пороги на ней.
В горах часто сложной задачей бывает переправа черев бурную реку. Приходится отыскивать место, где она возможна. Иногда для этого нужно забраться высоко в верховья реки, к самым ледникам - в больших горах большие реки обычно берут начало из ледников.
- А нужно ли стремиться придумывать обязательно свой новый маршрут?
- Что значит - нужно? Хочется - вот это другое дело.
Хочется проехать никому неизвестным маршрутом.
Азарт исследователя понятен любому путешественнику. Еще не знаешь, что увидишь там, вон за тем холмом, за тем перевалом, никто не может рассказать тебе то, что совсем скоро увидишь собственными глазами. А потом расскажешь всем.
Но осторожно! Знаешь поговорку - «изобретать велосипед»? Маршруты могут быть много раз пройдены, подробно описаны в интернете и в отчетах-описаниях, которые составляют группы, пройдя поход, а ты разрабатываешь его как совершенно новый.
Ты скажешь: «Ну и что за беда? Мне-то какое дело — ездили там или нет?» Но представь себе, что в душный жаркий день ты проехал по заболоченному лесу усталый, истязаемый полчищами комаров, обойдя красивейшее и хорошо известное озеро, с песчаными сухими берегами, просторными пляжами... Глупый аскетизм, не правда ли? Если у тебя есть хорошая карта, то озеро на ней обозначено, но ведь не известно: красивое оно или нет? А, может, у него берега такие топкие, что и к воде не подойдешь. Не по всякой карте это можно понять.
Не изучив материалы о маршруте, ты можешь проехать мимо интереснейшей старой часовни, затерянной в глухом лесу, мимо какой-нибудь местной достопримечательности, известной на другом конце света. А ты прокатил мимо и никогда уже не увидишь, не испытаешь радости общения с редким, красивым, труднодоступным. Дело в том, что самому невозможно всю землю разведать, да и какой толк изобретать в наше время всем известные велосипеды?
Надо стремиться изучить все, что известно о районе и о маршруте. По разным источникам - книгам, картам, описаниям в интернете, из бесед с другими велотуристами. После тщательного изучения района наносим на карту все известные маршруты. Очертим места скучные, малоинтересные, особо выделим участки, которые нас заинтересовали, но о которых мы не нашли подробных сведений. Может быть, это массив леса, протянувшийся на десятки километров, и нет в нем ни дорог, ни селений. Может, озеро, где не бывают рыбаки и туристы. Может, старое, давно заброшенное селение. Может, истоки всем известной реки, но никто не знает, как она начинается. А может, самая высокая точка обширного района или, наоборот, самая низкая точка впадины, расположенной ниже уровня моря.
Но разрабатывать путь к ключевой точке маршрута еще рано. Надо проверить, не фальшивая ли она. И снова начинается сбор сведений, но уже более узко, целенаправленно.
Есть в нашем Красноярском крае и Хакасии места и объекты всем известные, часто посещаемые и от этого совсем не менее интересные. Как и знаменитые книги, они не подвержены капризам моды. Не сторонись их, смири гордость первооткрывателя, наслаждайся тем, что всеми признано не случайно.
Но вот, наконец, наши симпатии определились. Настало время конструировать маршрут.
Начинаем с изучения путей подъезда к району, самых удобных, быстрых, недорогих. Здесь мы будем решать увлекательные комбинации с пересадками, минутами, часами и рублями.
Конструируя маршрут, рассчитывая его по дням и по километрам, постарайся устроить так. Чтобы к самой интересной точке подойти после самых трудных переходов. Чтобы она была не в начале и не в самом конце похода, а приблизительно после двух третей пути.
Зачем? Это один из тех вопросов, на которые не нужно отвечать, даже если можно было бы ответить. Вот проедешь несколько дальних походов и убедишься сам.
Сколько же километров планировать на день? Вспомним свои коротенькие одно-, двух- и трехдневные поездки. Вспомним сколько километров было пройдено в разные дни и какой тогда была наша усталость. В дальнем походе норма километража может колебаться от 40 до 100 километров в день.
Но 100 километров для новичков это почти крайний случай. Столько можно ехать лишь по хорошей дороге с плоским рельефом или, когда в рюкзаках небольшой груз. Большие переходы не планируются заранее, а получаются сами по себе. Бывает ведь, что группа вдруг «разкатилась» — едет легко, весело и не хочется останавливаться. В азарте проезжает и больше ста километров. В этом случае не стоит педантично придерживаться плана. Более того, может быть, такой стихийный марш-бросок оставит самые лучшие воспоминания из всего похода.
Но если хотя бы одному человеку ехать вдруг стало тяжело, продолжать движение нельзя. Придется остановиться на длительный привал или на ночлег, даже в неудобном месте. Но учти, что, если уставшего человека разгрузить или совсем освободить от рюкзака, лучше ему от этого не станет. Моральная травма, которую наносят человеку, признавая его слабым, не прибавит ему новых сил. Конечно, уставшего нужно разгрузить, если рюкзак ему действительно тяжел (о чем он должен сказать сам, не стесняясь), но все равно немедленно надо выбирать место для ночлега.
И даже если тебе кажется, что человек лодырничает, не ругай его и не заставляй ехать. Этим принесешь вред группе. Всем будет неприятно. А вдруг ты ошибся, и человеку действительно плохо? Представь, что самому почему-то тоскливо и тяжело, а тебя еще начинают ругать. Если хочешь приободрить уставшего, то поставь себя на его место и подумай: чтобы тебе приятно было услышать от друзей.
Таким психологическим приемом - поставить себя на место другого - должен постоянно пользовался в походе каждый (в обычной жизни тоже): руководитель по отношению к участнику и участник по отношению к руководителю и к другому участнику.
Велопоход — не только школа экспедиционных навыков, но и школа общения с людьми. Если ты будешь обдумывать свои отношения с людьми, которые идут, трудятся и отдыхают с тобой вместе, и непрерывно будешь думать о том, как сделать им приятнее, интересней и легче поход, то самообучение в «школе общения» станет захватывающе интересным. Запомни, что дважды, трижды можно простить нытика, лентяя, растяпу и снова взять его в поход, но хама, считающего себя существом исключительным, радующегося случаю возвыситься за счет неудачи другого, надо гнать. На первой же встречной транспортной магистрали... Потому что хамство — это самое страшное.
От планировки дневного километража мы незаметно перешли к происшествиям и настроениям, которые могут возникнуть на маршруте. Это получилось как бы случайно, но на самом деле это логичный переход, потому что настроение людей определяет их возможности и даже в большей степени, чем физическая тренированность.
Теперь о походных документах
Отчет. Само это слово показывает, что пишется документ, подтверждающий проделанную работу. В данном случае подтверждается достижение — маршрут пройден.
Но подтверждение - наименее важная роль отчета. Гораздо важнее создать отчет, который поможет вашим последователям выбрать маршрут и проехать его. Так же как нам помогли походные отчеты, которые мы читали, выбирая свой маршрут.
А нравились тебе отчеты, которые ты читал? Приятно было их читать, полезно?
Не следует слишком подробно излагать разработанный тобой тактический план похода. Остановись лучше на его недостатках, чтобы предостеречь от повторений. О достоинствах своего плана следует говорить, лишь если поход был действительно сложным, когда такой план является находкой, без которой маршрут не был бы пройден.
Не объясняй и способов ориентировки. Пусть каждый придумывает их сам. Но если ориентировка оказалась сложной, дай примерную зарисовку местности, так называемый абрис — карту, составленную по памяти, на глаз. Только не забудь предупредить, что это твой собственный абрис.
К чужим абрисам относись критически: на глаз местность зарисовать трудно. Но часто абрисы помогают ориентировке. В горах полезно делать панорамные фотоснимки, но не с вершин, а снизу, из долин.
Не забудь при этом нанести на карту в отчете точку съемки и угол охвата снимка. Кстати, карта маршрута обязательно прикладывается к отчету. Стремись, чтобы она была наиболее подробной, дополняй ее в походе.
Что же следует дать в отчете? В общем, все это на твое усмотрение, но особенно обрати внимание на: пути подъездов, стоимость транспорта (не забудь указать год, когда был совершен поход); варианты закупок в магазинах; ночлеги; расположение больниц, интересных экскурсионных объектов и тех объектов, которые оказались не интересными (обоснуй свое мнение). Поделись своими находками по технике и снаряжению.
И, наконец, приведи короткий дневник поездки, где по датам и километрам рассказано о ваших приключениях. Дневник может быть совсем коротким, но он должен показать прохождение маршрута по датам.
|
|
|